Обманутый гражданин

«Активный гражданин» — это проект московского правительства. Он объединяет сайт и мобильное приложение, с помощью которых проводятся опросы. Как убедился журналист Илья Рождественский, голосования в «АГ» никак не защищены от накруток, проголосовать можно сколько угодно раз, а сделать это может человек из любой точки мира.

Эту статью для Фонда борьбы с коррупцией Илья Рождественский написал до того, как стал корреспондентом РБК.

Власти не позволяют никому следить за ходом голосования и тратят на «АГ», по разным оценкам, от 20 до 185 миллионов рублей. Кроме того, решения по некоторым вопросам, вынесенным на голосование, в ряде случаев уже были приняты самими чиновниками, так что нередко опросы ни на что не влияют.

История проекта

«Активный гражданин» начал работу 21 мая 2014 года. Источники изданий «Йод», «Газеты.ру» и Medialeaks сходятся во мнении, что проект является детищем заммэра Москвы Анастасии Раковой. «Разнарядки по количеству поставленных на голосование вопросов нет. По словам источника в „АГ“, наибольшую активность проявляют департамент торговли и услуг, департамент культуры — по крайней мере, пока им руководил Сергей Капков, стройкомплекс, департамент образования и комплекс ЖКХ, в основном по вопросам программы „Моя улица“», — пишет «Газета.ру». Собеседник Medialeaks конкретизирует механизм: «Сначала столичные департаменты подают темы в контрольное управление мэрии. Там отбираются „важные для москвичей городские проблемы“, это по официальной версии, а на самом деле — те вопросы, ответы на которые либо с большой вероятностью совпадут с интересами властей, либо вариант решения которых чиновников не особо беспокоит. Например, в конце прошлого года завершился опрос о графике школьных каникул. Очевидно, что это не принципиальный для властей города вопрос — по большому счету им все равно, как именно будут отдыхать школьники». В свою очередь глава департамента информационных технологий столицы Артем Ермолаев признает, что свобода выбора горожан ограничена сознательно: «Мы выносим (на голосование) только то, что мы можем реально полностью реализовать».

Финансирование

По словам Анастасии Раковой, на разработку «Активного гражданина» потратили около 20 миллионов рублей. Очевидно, это не все траты: так, на портале «Электронная Москва» была размещена информация о тендерах на «оказание услуг по разработке и реализации информационной кампании в поддержку электронной системы получения обратной связи и исследования общественного мнения жителей Москвы» и на «оказание комплекса услуг по разработке и производству логотипа, фирменного стиля, концепции рекламной кампании, рекламы и призов для пользователей электронной системы получения обратной связи и исследования общественного мнения жителей Москвы» на общую сумму чуть меньше 30 миллионов рублей. Издание Medialeaks со ссылкой на анонимный источник в «АГ» утверждает, что на призы и подарки в прошлом году власти потратили 50 миллионов рублей, а в 2016 году планируют увеличить сумму до 150 миллионов. Около 50 миллионов предполагается получить от спонсоров (Сбербанк, РЖД, Ростелеком, МГТС, Почта России и т.д.), остальное — через субсидии от города. Собеседник Medialeaks настаивает, что общие затраты на «Активного гражданина» за 2014 год составили без малого 185 миллионов рублей.

Вопросы

На голосование, например, выносятся вопросы, которые горожане заведомо не имеют права решать: так, в «АГ» был опрос о строительстве на участке площадью 24 га в Нагатинской пойме развлекательного парка Dreamworks, хотя это особо охраняемая территория. В ноябре-декабре 2014 года 92,43% поддержали проект застройки поймы. Итоги голосования были утверждены постановлением столичного правительства. Примечательно, что в электронном голосовании поучаствовали 300 тысяч человек, а на слушания пришел только 551 местный житель. В результате интересы тех, кто живет в этом районе, растворились в числе проголосовавших на «АГ».
Крайне редко в «Активном гражданине» можно предложить свой вариант ответа: так, в опросе по поводу памятника князю Владимиру нельзя было проголосовать против установки монумента в столице, такая опция просто не была предусмотрена. Аналогичным образом не получится представить на рассмотрение вопрос в духе «Поддерживаете ли вы отставку Максима Ликсутова?»: вносить собственные вопросы так же нельзя.
Помимо избирательности вариантов ответов и самих вопросов, попадающих на голосование, есть претензия и к качественному составу голосующих: по мнению, депутата Мосгордумы от фракции КПРФ Елены Шуваловой, голосовать не могут те, у кого нет смартфонов и доступа в интернет, то есть введен «имущественный, возрастной и образовательный ценз». В мэрии с этим несогласны: замруководителя аппарата столичного мэра Евгений Козлов настаивает, что 12% пользователей АГ старше 45 лет, а интернет есть у 77% московских пенсионеров. Каким образом Козлов подсчитал число пользователей «АГ» определенной возрастной категории, неизвестно: при регистрации необязательно указывать дату рождения; даже если пользователь захочет заполнить соответствующую графу, то достоверность этих сведений проверить нельзя. Вопросы вызывает и цифра 77% московских пенсионеров, у которых есть доступ к сети: по словам руководителя департамента информационных технологий города Артема Ермолаева, еще в феврале таких было около 40%.
Наконец, сами формулировки голосований не безупречны. Так, в связи с возможным переименованием станции метро «Войковская» власти использовали следующее пояснение: «По мнению сторонников переименования, Войков — не тот человек, именем которого должна называться станция. Их оппоненты утверждают, что ничего страшного в этом нет, к тому же к названию все привыкли». Как рассказала в эфире радиостанции «Говорит Москва» куратор проекта «Активный гражданин» Елена Шинкарук, чиновники намеренно не стали упоминать о роли Петра Войкова в расстреле царской семьи: «Во-первых, тема достаточно дискуссионная, уже давно обсуждаются аргументы за и против. Во-вторых, мы постарались не оказывать никакого давления на выбор москвичей, которые голосуют». Во многом это лукавство: ни для директора Государственного архива РФ Сергея Мироненко, ни для старшего следователя-криминалиста главного управления криминалистики СК РФ Владимира Соловьева, который больше 20 лет занимается делом о расстреле царской семьи, этот вопрос не является дискуссионным. Более того, справку о Петре Войкове, подготовленную Институтом российской истории РАН, приводит на своей сайте министр культуры Владимир Мединский: «П.Л. Войков, являясь членом Уральского областного совета, участвовал в принятии решения о расстреле Николая II, его жены, сына, дочерей и их спутников. Участник расстрела царской семьи екатеринбургский чекист М.А. Медведев (Кудрин) указывает Войкова в числе принявших решение об уничтожении семьи Николая II. Его обстоятельные воспоминания о расстреле и захоронении царской семьи были адресованы Н.С. Хрущеву».

На что влияют опросы

«Активный гражданин» засветился в нескольких крупных расследованиях РБК, связанных с Москвой. Например, как говорится в ответе департаменте капитального ремонта (входит в комплекс городского хозяйства правительства Москвы, который возглавляет вице-мэр Петр Бирюков), по просьбе москвичей была проведена повторная замена плитки: «Перечень улиц, благоустраиваемых в 2015 году, определялся по результатам голосования горожан в проекте „Активный гражданин“». По воле жителей города меняли и бордюры. Пожалуй, самый показательный момент связан с благоустройством улиц Большая и Малая Бронные, Спиридоновка и Малая Никитская. Местным жителям предлагалось выбрать, как именно благоустроить район. Результаты голосования в «АГ» были обнародованы 2 июня 2015 года. А вот результаты конкурса на проведение работ были подведены несколько раньше: «Тендер на проектирование Малой и Большой Бронных выиграла компания „БалтикСтройКомпани“ (БСК), близкая к младшему сыну генпрокурора России Юрия Чайки — Игорю. Согласно госконтракту, проекты должны быть выполнены и пройти экспертизу еще за два месяца до окончания голосования в „Активном гражданине“ — к 6 апреля. А контракт на сам ремонт Большой Бронной был заключен в день подведения итогов голосования — 2 июня. Представитель ДКР оставил без комментариев вопрос, как учитывались итоги голосования через два месяца после завершения работы над проектом. Связаться с компанией БСК не удалось. „Нам просто повезло, что выбор горожан и проектировщиков полностью совпал“, — отвечает Дмитрий Кудряков, гендиректор компании „Евродом“, выигравшей подряд на благоустройство Большой Бронной». И это далеко не единственный пример, когда голосование еще идет, а тендер на выполнение определенных работ уже объявлен.
Кроме того, в конце декабря 2014 года москвичи проголосовали за авторизацию по номеру мобильного телефона при подключении к публичной сети Wi-Fi. За несколько месяцев до этого именно такой способ был внедрен в столичном метро. Наконец, как отмечало издание «Йод», голосование по школьным каникулам прямо противоречило закону «Об образовании» и проводилось с давлением на родителей учеников.

Голосование

Сейчас в «Активном гражданине», по словам главы Департамента информационных технологий Москвы Артема Ермолаева, зарегистрированы 1,2 миллиона человек. «Регистрация в проекте проходит по номеру мобильного телефона, на который по SMS приходит пароль. Систему авторизации проекта нельзя взломать, например, методом подбора пароля или используя известные уязвимости программного обеспечения», — пишет Ермолаев. Однако взламывать пароль нет необходимости: зарегистрироваться на портале может не только житель Москвы, но и любой человек, у которого есть мобильный телефон с российским номером, поскольку именно с его помощью происходит верификация аккаунта. Таким образом, один человек может проголосовать по одному вопросу несколько раз, просто воспользовавшись разными сим-картами. Также система позволяет проголосовать жителям других регионов, то есть «АГ» не обращает внимание на местоположение голосующего. На эту особенность обратил внимание ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Александр Плющев. Позднее куратор проекта «Активный гражданин», председатель комитета госуслуг Москвы Елена Шинкарук подтвердила эту информацию в эфире радиостанции «Говорит Москва». При этом она рассказала, что столичные власти не видят в этом никакой проблемы.
Это не единственный «дыра» в системе: проголосовать можно, не только вооружившись несколькими мобильными телефонами и подключив к процессу всех знакомых из регионов, но и просто воспользовавшись сервисом «виртуальной симки». Наконец, можно буквально «согнать» людей на голосование: так, на слушаниях в Мосгордуме программист Борис Валагин рассказал, что набрал в интернете несколько десятков желающих проголосовать за определенный ответ. Все эти недостатки позволили главному редактору Inliberty Андрею Бабицкому назвать «Активный гражданин» — самым непрозрачным городским сайтом. Для такой оценки тем более есть основания, поскольку мэрия не пригласила никого, чтобы отслеживать ход голосования, то есть нет никакого внешнего аудита.
Можно было бы проводить голосование и на сайте «Российской общественной инициативы». Как отмечает Александр Плющев, система не позволяет из Москвы решать вопрос, например, о переименовании улицы в Нижнем Новгороде. Кроме того, механизм РОИ не слишком эффективен, но хотя бы юридически оформлен, в то время как опросы «Активного гражданина» юридической силы не имеют, а их итоги могут игнорироваться столичными властями.
В мэрии на это отвечают, что в АГ никаких фальсификаций быть не может. «При объеме пользователей более миллиона человек обеспечить накрутку невозможно. Сколько вам надо скупить, чтобы накрутить? 300 тысяч сим-карт? Потому что с одной сим-карты проголосовать второй раз невозможно. По тем вопросам, которые мы сейчас выносим на голосование, нет никакого смысла покупать 300 тысяч сим-карт, чтобы переиграть тот или иной вопрос. Поэтому даже попыток на сегодняшний день никаких не было», — настаивает заммэра Москвы Анастасия Ракова.

Подкуп

В «Активном гражданине» реализована система поощрений, то есть именно то, что время от времени власти предлагают ввести на обычных голосованиях — например, предоставлять дополнительный выходной за волеизъявление на избирательных участках. «АГ» начисляет пользователям бонусные баллы за участие в голосовании, за заполнение профиля, за связывание аккаунта с порталом городских услуг и т.д.. В результате решение вопросов, связанных с городской жизнью, начинает больше напоминать незамысловатую онлайн-игру с возможностью конвертировать накопленные баллы: «Наберите 1000 баллов, чтобы получить статус „Активный гражданин“ и возможность приобретать различные товары или услуги. Вы сможете обменивать накопленные баллы на городские услуги (парковочные часы, театры, музеи) или полезные мелочи. Чтобы получить еще больше бонусных баллов, чаще заходите в приложение, приглашайте друзей и делитесь информацией о пройденных опросах в социальных сетях». За 833 балла можно сходить в зоопарк, за 2250 баллов получить зеленый свитшот, за 267 — посмотреть на баян в Музее русской гармоники.
«Никиту Седых из района Преображенское можно назвать старожилом проекта „Активный гражданин“. Никита зарегистрирован на проекте практически с первого дня его существования. И с того момента, как зарегистрировался, не пропустил ни одного голосования... Сейчас у Никиты почти 14 тысяч баллов, но тратить их он не собирается.
— Гораздо важнее заработанных баллов то, что меня слышат, с моим мнением считаются. Я вместе с другими пользователями могу повлиять на развитие столицы, — говорит Никита. Благодаря своей активной позиции Никите удалось побывать на генеральной репетиции Парада Победы на Красной площади, прошедшей 7 мая. Ко Дню города, вручив Никите билеты на концерт, его сфотографировали для плаката „Активный гражданин“. Своё фото молодой человек потом увидел на остановке около ДЕПО им. Русакова. А несколько дней назад активного гражданина Никиту Седых позвали на дегустацию торта „Москва“». Какое отношение зеленой свитшот и торт «Москва» имеют к электронной демократии, осталось загадкой. Муниципальный депутат Гагаринского района Елена Русакова вовсе полагает, что начисление баллов может быть расценено как подкуп.

Голосование за «Войковскую»

Вопрос о переименовании «Войковской», пожалуй, наиболее резонансный в истории АГ. Еще в конце августа чиновники не собирались выносить его на голосование и планировали переименовать транспортно-пересадочный узел в «Коптево». А в середине октября Сергей Собянин решил определить судьбу «Войковской» с помощью АГ.
Старт опроса получился бодрым: за первые два часа проголосовали 15 тысяч человек, и «АГ» повис. На момент написания текста в опросе приняли участие свыше четверти миллиона человек. Распределение голосов зафиксировалось с самого начала и затем почти не менялось: 33-34% за переименование, 53-54% против. Примечательно, что в первые дни сумма голосов не давала 100%.

«В среднем больше всего голосов отдается в полдень и в районе 18-19, меньше всего, что логично, глубокой ночью», — пишет глава Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. Его слова опровергают блогеры из инициативной группы «Сохраним Войковскую»: отслеживая ход голосования, они заметили удивительную стабильность — голосование идет одинаковыми темпами вне зависимости от времени суток.

4 ноября в твиттере столичного департамента информационных технологий появился другой график: из него следует, что голосование идет все же не так стабильно.

Блогеры, впрочем, продолжают ежедневно обновлять графики голосований. Главный вопрос по итогам изучения этих данных: почему голоса пользователей сразу зафиксировались на определенных цифрах, и с тех пор соотношение «за», «против», «затрудняюсь ответить» и «это должны решать специалисты» почти не меняется?

Посещаемость

Само приложение, как объясняла Анастасия Ракова, делали сотрудники департамента информационных технологий. Проверить, сколько раз «АГ» скачали на разные устройства, проблематично: магазины приложений для iOS, Android и Windows Phone если и показывают данные, то только промежутки — так, в Google Play АГ загрузили от 100 до 500 тысяч раз. Глава департамента информационных технологий столицы Артем Ермолаев в блоге на сайте «Эха Москвы» приводит данные, доступные для владельца приложения: «По состоянию на 5 ноября 2015 года общее число загрузок мобильного приложения „Активный гражданин“ составило 805 163, из них в Play Market — 380 922, App Store — 405 000, Windows Market — 19 241».

Однако число загрузок не равняется автоматически числу зарегистрированных пользователей: приложение впоследствии могло быть удалено или было загружено одним человеком на несколько устройств.
«Основным инструментом выбрали независимый сервис — „Яндекс.Метрика“. За исключением летних месяцев, среднее количество посетителей ag.mos.ru составляет более 500 тысяч пользователей в месяц. Так, за последний месяц цифра составила 588 779 посетителей (с 5 октября по 5 ноября 2015 года)», — пишет Ермолаев.

Примечательно, что эти данные не совпадают с цифрами, которые власти приводят на сайте профильного департамента столичного правительства: там указано, что за месяц «АГ» посетили 1020167 человек. При этом не вполне понятно, идет ли речь именно об уникальных пользователях или об общем числе посещений.
Наконец, все эти данные Ермолаев привел в ответ на претензии в связи с возможной накруткой голосов при голосовании по переименованию «Войковской». Но ни одна из этих цифр не показывает, сколько именно человек заходили на страницу именно этого голосования в сети и сколько пользователей голосовали в приложении по этому вопросу.
Данные о посещении страницы опроса в десктопной версии привел на своем сайте член центрального совета «Партии Прогресса» Леонид Волков. Подтвердить их или опровергнуть не удалось: речь идет о закрытой статистике, которую компании, занимающиеся измерением посещений, не предоставляют третьим лицам.

11 ноября мэрия объявила, что «открывает данные по голосованию на портале „АГ“ для всех желающих». Однако назвать это открытием данных нельзя: чиновники просто нарисовали несколько графиков. Проверить их подлинность невозможно.