Куда уходят деньги из бюджета больниц

Раскрываем подробности того, как проводились торги по закупкам кардиологического оборудования и расходных материалов для больниц на сумму более 1,5 млрд рублей.

В России вечно не хватает денег на медицину. Вот и Путин в своем послании Федеральному посланию заявил, что финансирование здравоохранение нужно увеличить вдвое. По совпадению именно о таком росте расходов на медицину во время предвыборной кампании говорил Алексей Навальный, и за это его называли популистом различные «комментаторы» и «эксперты».

Но дело не только в финансировании. Сейчас мы на простом примере покажем, как расходуются те деньги, которые выделяются уже сейчас.

Больницы значительную часть бюджета тратят на закупки оборудования и различных расходных материалов. Эти торги, как и положено, проводятся через госзакупки. Во время аукционов цена должна снижаться, и при реальной конкуренции это снижение может быть и 20, и 50%. В результате — экономия для бюджета. Но это в идеале. В реальности часто компании вступают в картельный сговор, договариваются о совместном поведении на торгах и в итоге получают снижение цены в 1% вместо 20%.

Подобные медицинские картели ФБК раскрывает регулярно, и вот последний пример, который недавно официально признали картелем в Антимонопольной службе.

Картельное соглашение заключили восемь компаний — «РМ Эндоваскуляр», «Раймед Трейдинг Групп ПВТ» (в настоящее время — «Медтехника»), «CЛОНИКА», «ЭКСОМЕДИК», «ВАСКУЛЯР», «БАЛТИКАМЕД», «МЕДИЦИНА ЖИЗНИ» и «ИНМЕД». Торги касались закупок кардиологического оборудования и медицинских расходных материалов. Общая сумма аукционов составила более 1,5 млрд рублей. Использовалась следующая схема: на торги выходили по две-три компании из картеля, делали по одному шагу в 0,5-1,5% от начальной (максимальной) цены, и получали снижение цены всего в 0,5-3%.

ФБК выявил этот картель еще в апреле 2017 года. Тогда мы нашли 138 аукционов на сумму около 1,8 млрд рублей с признаками сговора и подали заявление в антимонопольную службу. Список всех аукционов можно посмотреть в Таблице. Там также указаны шесть аукционов, на которых присутствовали независимые участники.

В процессе рассмотрения дела в ФАС были выявлены и другие торги, которые прошли в условиях сговора. При этом по нескольким аукционам уже вышел срок давности, поэтому их из рассмотрения исключили. В итоге, в своем решении ФАС подтвердила картель на 124 аукционах на сумму 1 554 191 614,51 рублей.

ФАС год занималась этим делом, и вот наконец, в конце апреля вынесла решение. Кстати, в этот раз ФАС прямо указала, что картель был раскрыт ФБК.

По закону картельный сговор подпадает под ч.2 ст.14.32 КоАП, которая предусматривает наказание в виде штрафа до 50% от начальной стоимости товаров для юридических лиц и до 50 000 рублей для руководителей организаций. Однако в этом деле три компании первыми признали вину в сговоре и поэтому им, скорее всего, удастся избежать штрафов (это предусмотрено законом). На остальные компании, по нашим расчетам, может быть наложен штраф около 135 млн рублей. Будем ждать наложения штрафов.

Ну а в конце хотелось сказать вот что. Объем госзакупок в России — 7 трлн рублей. Это огромные деньги. Объем махинаций на госзакупках — тоже огромный. Только на одном кардиокартеле из этого поста, если бы среднее снижение цены на аукционах было 20%, а не 2%, бюджеты больниц могли бы сэкономить 280 млн рублей. Если искоренить коррупцию и махинации на госзакупках, то денег хватит и на улучшение финансирование медицины, и на многое другое.