Импортозамещение программного обеспечения и кто на нем наживется

История с импортозамещением в сфере IT начала обретать конкретные имена и фамилии. Многомиллионные госзаказы готовится взять фирма, аффилированная с руководством Ростелекома. Возглавляет же ее человек, несколько лет назад отвечавший за разработку «русского Windows». Тогда компания называлась «Pingwin Software», в 2011 году за «русский Windows» она получала средства из бюджета, но к настоящему моменту обанкротилась.

Пару недель назад в деловых СМИ появилась информация о компании «Новые облачные технологии» и ее программе «МойОфис». Лента.ру написала целую хвалебную заметку про эту программу. В ней говорится, что программа является аналогом Microsoft Office. Предполагается, что именно «МойОфис» будет поставляться в государственные и муниципальные учреждения с января 2016 года, когда вступит в силу запрет на закупку за счет бюджета зарубежного программного обеспечения при наличии отечественных аналогов.

Но если посмотреть функционал программы на сайте разработчика, становится понятно, что никаким аналогом современного Microsoft Office она, конечно же, не является. «МойОфис» можно сравнивать лишь с зачаточными версиями американского софта.

В худшую сторону программа также отличается и от бесплатных программ OpenOffice/LibreOffice, аналогом которых она также не может считаться из-за своего скудного функционала.

Для чего же идет пиар этой программы?

Я абсолютно уверена, что появление и лоббирование этой программы связано исключительно с введенным запретом на поставки импортного софта с января 2016 года. Ведь только за 2014 год через госзакупки были приобретены программы Microsoft более чем на 3,05 млрд рублей. И уже через полтора месяца вся эта доля рынка будет вакантной.

Кто стоит за программой «МойОфис»?

Компания, разрабатывающая эту программу, появилась буквально недавно. В марте прошлого года — зарегистрирована, месяц назад встала на учет в налоговом органе.

Учредители компании все люди не безызвестные.

Андрей Чеглаков — старший вице-президент «Ростелекома», Алексей Басов — вице-президент «Ростелекома» (знаменит в IT-сфере тем, что распилил кучу денег на поисковике «Спутник»).

Видимо, в ожидании потока бюджетных рублей, учредители вкладывают в новую компанию — псевдоконкурента Microsoft немалые деньги. Доля в 5% была куплена Виктором Савюком, экс-президентом «Акадо», за 1 млн долларов.

Но самый интересный персонаж среди всех — учредитель и генеральный директор компании Дмитрий Комиссаров.

С 2009 по 2013 года именно он был генеральным директором «Pingwin Software». Эта кампания прославилась тем, что в 2011 году выиграла конкурс Минкомсвязи на создание прототипа национальной программной платформы, окрещенной в народе «русским Windows». В 2011 году этот конкурс наделал немало шума. Предприниматели жаловались, что выполнить его условия было заранее невозможно — на всю разработку закладывалось лишь 16 дней. Был создан или нет в итоге прототип — никто не знает, но свои 5 млн рублей из бюджета за эту разработку, судя по госзакупкам, компания получила.

Хотя формально «Pingwin Software» записана на кипрский офшор, СМИ писали о ее принадлежности экс-министру связи Леониду Рейману. О том, что компания явно пользовалась поддержкой Минкомсвязи, намекалось даже на сайте самой компании. Всего за время своего существования компания получила через госзакупки более 414 млн рублей из бюджета.

Как не смешно, но сейчас эта суперуспешная компания с опытом разработки национальной программной платформы — банкрот.

И если сейчас история этой компании экс-министра Реймана канула в лету, то вполне можно говорить, что настают времена «Новых облачных технологий». С подачи правительства с 1 января 2016 году этой компании даже не придется вступать в жесткую конкуренцию на государственных закупках, по новым правилам она априори будет выигрывать у Microsoft.

Лоббировали, лоббировали да вылоббировали, в общем.

Фраза классика «Заговорил о патриотизме. Как видно, украсть что-то хочет.» в наши времена должна звучать так: «Заговорили об импортозамещении, значит к бюджету присосаться хотят».