Московскими пробками принято пугать иностранцев. Еще можно иногда хвастаться своим боевым опытом, когда они заламывают руки, потому что простояли на одном месте 10 минут. Закаленные москвичи знают, что если идет снег (5 месяцев в году) или дождь (еще пару месяцев), машину проще оставить дома и ехать общественным транспортом. Если вам не повезло отправиться на машине в офис, то сидеть на работе желательно до 10 вечера. Уезжать на выходные за город лучше глубокой ночью, но совсем без пробок вы доедете, разве что выехав в середине недели.
Наш любимец Максимум Ликсутов в каждом своем интервью пытается убедить читателей, что ситуация становится лучше. В очередной раз он заявил о сокращении пробок на 12% в октябре 2015-го. Тогда он сказал, что такие выдающиеся показатели к нему поступили после анализа первых 9 месяцев 2015 года. Мне это показалось крайне сомнительным, и я решила узнать, где Ликсутов берет свои многообещающие цифры.
Для начала я решила просто погуглить. Сразу оказалось, что Ликсутов в своем оптимизме не одинок — подконтрольный ему ЦОДД (центр организации дорожного движения) данные подтверждал. Руководитель ЦОДДа Вадим Юрьев в интервью «Москве-24» говорил об увеличении скорости движения в Москве в 2015 году на 10-12% и особенно хвалил платные парковки.
Стоило поискать глубже, как выяснилось, что скорость движения в Москве на 12% уже вырастала, и даже совсем недавно — ЦОДД заявлял об этом год назад, в декабре 2014-го. Тогда тоже с благодарностью вспоминали платную парковку. Но мало того, оказалось, что Максим Ликсутов и сам в 2014-м году говорил о 10-процентном увеличении скорости в интервью Газете.ру. Данные, по его словам, ему предоставляет ЦОДД, ГИБДД и Яндекс, самые объективные системы.
Мне и нужно было составить объективное представление о дорожной ситуации в Москве. Воспользовавшись словами Ликсутова, я решила узнать мнение о ней у ЦОДДа и Яндекса. Заодно мне показалось необходимым спросить и у Департамента транспорта, что они думают о словах своего начальника. Чтобы картина сложилась полная, я решила, что мне еще не хватает независимого эксперта, и такой нашелся — нидерландская компания TomTom, самый известный аналитик транспортного движения в Европе. Этим четырем организациям я написала как корреспондент Левиафана. Яндекс, ЦОДД и Дептранс должны были ответить на мой запрос в любом случае в соответствии с законом о СМИ. Так я мимоходом поставила еще один эксперимент — доступна ли независимому журналисту в России информация по запросу.
Яндекс ответил очень быстро. Исследование за последний год они не делали, а последние цифры, озвученные Ликсутовым, предоставлены ему его же Департаментом транспорта. Яндекс проводил только небольшой анализ 6 недель в 2015 и 2014 году и выяснил, что скорость движения в Москве увеличилась на полтора процента.
После этого я обратилась к Дептрансу и ЦОДДу.
В таких случаях принято говорить «потянулось томительное ожидание». Шли дни, Дептранс молчал. Я стала им звонить, но каждый раз слышала, что мой запрос «находится в работе». Четыре недели и много-много одинаковых звонков потребовалось мне на то, чтобы получить наконец долгожданный ответ. Позвонив в очередной раз, я вдруг услышала, что запрос мой рассмотрен и направлен в ЦОДД, «с них ответ и требуйте».
Надо сказать, что с ЦОДДом у меня к этому времени уже завязалась бурная переписка. Они сначала тоже не желали отвечать на мой запрос, но после первого же звонка прислали письмо с комментарием. Ответ их был подробен и одновременно поразителен своей бесполезностью:
Ссылка на эти еженедельные отчеты вселила в меня слабую надежду, но тщетно — на сайте ЦОДД оказался один-единственный отчет, на тот момент — за какую-то январскую неделю 2016-го. Никаких архивов со старыми отчетами я не нашла, но решила просто так не сдаваться и снова им написала. Действительно, архива у нас на сайте нет, сказала мне пресс-служба, но если хотите, мы для вас поищем старые отчеты, какой период вам нужен? Вдохновленная такой нетипичной для госучреждения любезностью, я сказала, что нужны мне недели в сентябре-октябре 2015 и 2014 года — я надеялась сравнить их с оценкой Яндекса. Спустя 12 дней и череду моих настойчивых писем, я получила ответ из одной строчки «Прошу извинить, к сожалению, мы не смогли найти».
Параллельно с запросом в ЦОДД я написала в TomTom. Они согласились мне помочь и собирали информацию полтора месяца, регулярно присылая мне письма с извинениями и скорректированными сроками. В итоге я наконец-то получила их комментарий — TomTom заверил, что положительная динамика есть, и привел среднюю скорость за 2 и 3 кварталы 2014 и 2015 гг.
Путем нехитрых вычислений я выяснила, что скорость, по данным TomTom, увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014-м на 3,7%. В три раза меньше, чем утверждает Дептранс.
И вот, когда я уже готовилась написать об этом разоблачительную статью, Ликсутов подложил мне свинью.
В начале февраля он снова дал свое традиционное интервью Газете.ру. Первое, что он сделал, — продемонстрировал корреспонденту новую супер-систему, меряющую ситуацию на дорогах Москвы. Система была разработана специально для Департамента транспорта, и доступ к ней не имеет никто больше. А главное, что сказал Ликсутов — согласно этой таинственной системе, скорость транспорта на дорогах Москвы опять выросла. Как вы, наверное, уже догадались, на магические 12%. Но на этот раз — за 5 лет. Если сложить все интервью Максима Ликсутова, выходит, что скорость вырастала на 12% в 2014 году, в 2015 году и одновременно за последние пять лет.
Корреспондент Газеты.ру задал, правда, вопрос — а как же эта загадочная система меряет скорость в Москве в 2010-м, если появилась значительно позже? Тогда мы использовали данные Яндекса, ответил Ликсутов, не поведя бровью. Но теперь объективная информация есть только у Дептранса.
Скрежеща зубами, я снова написала в ЦОДД: за сколько все-таки — за год или за пять — увеличилась скорость в Москве на 12%? ЦОДД не ответил. Я попыталась позвонить туда — мобильный телефон, указанный на сайте, не работал. Позвонила в Дептранс — там мне дали добавочный номер пресс-службы ЦОДДа, но я почему-то попала в юридическую службу. Тогда я обратилась в справочную ЦОДД. Там мне нахамили, однако дали очередной мобильный телефон. Я позвонила по нему. Девушка ответила мне, что действительно является сотрудником прессс-службы, но разговаривать по этому номеру со мной не станет и сейчас перезвонит. Честно говоря, я не поверила, однако через полчаса и в самом деле получила звонок с еще одного номера — сказали, что в ближайшие дни ответят, а молчали так долго, потому что письмо якобы попало в спам.
Ответ я в конце концов получила великолепный:
Таким образом из несуществующих архивов ЦОДД я узнала два вещи: во-первых, что скорость движения в Москве выросла одновременно на 12% за 5 лет и «более чем на 10%» за 2015-й. А во-вторых, что кто-то из нас прогуливал школу — средняя скорость в 2015-м году — 50,1 км/ч — больше средней скорости 2014-го года — 48,3 км/ч — на 3,6%, а никак не «более, чем на 10%».
3,6%, кстати, вполне сочетались с 3,7% ТомТома. Правда ЦОДД считал, что машины в Москве едут со скоростью 50 км/ч, а ТомТом — что 30.
Итого мне потребовалось полтора месяца, чтобы добиться хоть какой-то информации о московском транспорте, и если Яндекс и TomTom хотя бы не скрывались от меня, то получить данные от профильных российских учреждений было неимоверно трудно.
На основе интервью Ликсутова и противоречивых данных ЦОДД можно утверждать следующее: увеличение скорости движения в Москве на 12% — это обман. Цифра 12, вероятно, просто нравится Максиму Станиславовичу, вот он и называет ее каждый раз, вольно обращаясь с периодом, за который она будто бы получена.
Посмотреть исследования Дептранса или ЦОДДа невозможно. Департамент транспорта опирается на секретную систему, доступ к которой никто не имеет, ЦОДД ссылается на такие же засекреченные архивы. Данные единственного относительно независимого аналитика — Яндекса — больше не учитываются. По утверждению этой компании, они и вовсе перестали делать такой анализ.