Но есть вопросы, где название действительно важно.
Играя на переименовании названий государственных тендеров, жуликоватые чиновники придумали одну простенькую, но удачную схему сговора и последующего воровства на госзакупках.
Тактика проста: объявляется тендер по сути на строительные работы, но в названии тендера и в его документации строительные работы именуют «благоустройством». И этот незатейливый трюк позволяет не включать в состав документов торгов проектно-сметную документацию на строительство. А, значит, не позволяет строителям узнать, что конкретно они должны построить за бюджетный счет. Представьте: вы строитель, хотите получить госзаказ, но что именно нужно сделать и что именно построить, вы понять из условий тендера не можете: проекта нет. Условия знают только те, кто имеет инсайд, или попросут «договорился» с чиновником напрямую.
Также переименование тендера со строительства на благоустройство исключает госзакупку из поиска по строительным торгам и потенциальные строительные компании закупку обнаружить на общем сайте госзакупок тоже не могут. Эффект примерно как от латиницы в названии: конкуренции нет и круг претендентов сужается и стремится к одной «той самой» единственной фирме.
Такую схему обкатывают московские чиновники, в моей копилке уже несколько таких примеров. Но на этот раз жулик попался крупный.
ГУП «Московский метрополитен» в апреле и мае этого года заказал выполнение работ по благоустройству вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов, прилегающих к ним.
Всего шесть заказов, станции разбиты по группам:
Спартак, Петровско-Разумовская, Полянка, Беговая, Новые Черемушки, Нагорная, Новоясеневская, Орехово, Водный стадион, Первомайская
Китай-город (ТК), Китай-город (КР), Сухаревская, Коломенская, Крылатское, Царицыно, Улица Старокачаловская
Медведково, Ясенево, Тургеневская, Менделеевская, Савеловская, Тимирязевская, Сходненская, Октябрьское поле
Выхино, Свиблово, Чертановская, Пролетарская, Алтуфьево, Отрадное, Серпуховская, Дмитровская
Шипиловская, Трубная, Марьина Роща, Достоевская, Борисово, Строгино, Пятницкое шоссе, Митино, Зябликово, Новокосино, Жулебино, Лермонтовский проспект
Южная, Шаболовская, Баррикадная, Алексеевская, Волжская, Алма-Атинская, Цветной бульвар, Тропарево, Планерная, Кузнецкий мост, Волоколамская, Домодедовская
Общая стоимость всех работ — 4 138 352 873,27 рублей.
По сообщениям СМИ, работы касаются в том числе нашумевшего сноса палаток.
Но вот в чем дело: госконтракты заключаются ни на какое-то благоустройство, как указано в названиях торгов, а на капитальный ремонт, то есть на строительные работы. Тому куча доказательств: от характера работ, которые описаны в Техзаданиях тендеров, до прямого упоминания в проекте договора:
Также в документации идет упоминание о разработанной проектной и рабочей документации, но из всего объема этих обычно массивных документов выложены только первые страницы, а также сметы, но в каком-то совершенно нечитабельном виде:
Торги на 4,1 млрд. рублей пытаются отдать совершенно определенному исполнителю, нагло отжав всех возможных претендентов и ограничив конкуренцию. Скорее всего это делается, чтобы тендер взяла компания ООО «Турбомаш».
Такой вывод можно сделать в связи с тем, что именно эта компания ранее получила схожий госконтракт, но по другим станциям метро.
Компания эта интересная. Учредил ее ОАО «Славмашхолдинг», которым, в свою очередь, владеет кипрская компания Kromvel Holding Limited. Участует она сплошь в окололиксутовских проектах. И если на сайте компании говорится, что основной специализацией компании является деятельность в области теплоэнергетического комплекса, то участвует в госзаказах она не совсем по своему профилю. «Например, компания задействована в реконструкции Малого кольца Московской железной дороги. Непосредственным куратором этого проекта от столичного правительства является глава дептранса Москвы Максим Ликсутов. Кроме того, в 2014 году ООО „Турбомаш“ выиграло три конкурса на общую сумму 481,8 млн рублей на оснащение плоскостных парковок и проектирование электроснабжения для них.» (источник) И парковки, и метро, и малое кольцо железной дороги — специалисты на все руки просто, можно было бы подумать. Но специалисты на деле оказываются хреновенькие.
ООО «Трубомаш» на плоскостных парковках нарушало законодательство, что недавно было зафиксировано документально. Компания вела работы на парковках, которые были исключены из официальных тендеров, а также работы шли без оформления ордеров на строительство.
Уже разыгранный госконтракт на 999 млн. рублей на капремонт вестибюлей метро (он тоже был замаскирован под «благоустройство») турбомашевцы тоже успели поднарушить: в сроки капитального ремонта станций не уложились, из-за чего даты стройки были передвинуты дополнительным соглашением:
Такое соглашение по сути незаконно, потому что госконтракт разыгрывали на торгах с определенными сроками строительства, именно под эти сроки предприниматели-потенциальные исполнители должны были давать свои предложения и в конечном счете именно на первоначальных условиях победил Турбомаш. Другие сроки — это уже иные условия. Так делать нельзя.
Ну вот хочет окололиксутовская фирма получить госзаказы на 5 млрд. рублей, пусть получает, но только выдержав конкуренцию, на общих началах обыграв все другие строительные компании, у которых тоже допуск к проектно-сметной документации будет и сроки строительства будут определены заранее, а не доп.соглашениями.
Если даже крупнейшие ремонтные работы в московской подземке, наделавшие так много шума в СМИ, провести по закону не могут, то что вообще этот Максим Ликсутов умеет?
Кстати проектирование этого «благоустройства» выполнял ГУП «Мосгортрансниипроект», печально известный своим псевдопроектированием уже существующих парковок.
По поводу нарушений на старом тендере на 999 млн. рублей мы в антимонопольную службу жалобу подать не можем, срок для подачи прошел, а вот по новым тендерам на 4,1 млрд. рублей — можем и подаем сегодня. Полный текст жалобы. Также заявления подаем в прокуратуру и московский Главконтроль.
Попробуем эту практику с «благоустройством» отбить и тендеры на 4,1 млрд. рублей заставить провести по закону, а не как хочется отдельным чиновникам с бобровым воротником.