Задача оказалась непростой. Как исследовать «российских мусульман»? Ясно ведь, что они очень разные — условно в Дагестане и в Татарстане. А еще непонятно, как оценивать результаты опроса: ну увидим мы, что 50% мусульман считают, что Россия ведет себя в Сирии неправильно, но много это или мало? Может, 50% православных тоже так считают?
Вот в таких рассуждениях родился один из самых необычных и интересных опросов ФБК. Мы провели два идентичных опроса в разных республиках — Дагестане и Татарстане. При этом население Татарстана примерно пополам состоит из титульной нации и других народов (в основном — русских), поэтому мы ожидали, что найдем там достаточное количество православных для сравнения. Эти ожидания подтвердились на практике. Таким образом, мы в одном опросе смогли охватить сразу три больших группы населения (православных из Татарстана, мусульман из Татарстана и мусульман из Дагестана) и сравнить их отношение к интересующим нас вопросам.
Начали мы с отношения к религиозным практикам. Называют себя верующими многие, но не все строго соблюдают религиозные предписания:
Интересна существенная поляризация в Дагестане: примерно половина из тех, кто считает себя верующими, реально в мечеть не ходит, зато другая половина ходит регулярно. В Татарстане подобного нет: с точки зрения посещения мест культа, татарские мусульмане куда ближе к татарским же православным, чем к дагестанским мусульманам.
Еще более наглядно это видно на следующем слайде:
В Дагестане отношение к важнейшему посту очень ответственное, в то время как Татарстан ведет себя очень светски, и не важно, идентифицирует себя житель Татарстана как мусульманин или как православный.
Еще более яркое доказательство того, что все российские номинально мусульманские регионы нельзя стричь под одну гребенку, мы видим в следующем вопросе:
Итак, мы поняли, что, действительно, имеем дело с тремя существенно разными группами опрошенных. Тем более интересно, что к событиям в Сирии они относятся примерно одинаково:
Пожалуй, сколько-то заметная разница проявляется только при выборе второго варианта ответа: жители Татарстана, которые идентифицируют себя как православные, в значительно большей степени, чем мусульмане, склонны согласиться с тем, что Россия должна быть частью международной коалиции (вопреки всей телепропаганде!).
Кстати про пропаганду. Что там про страшный и признанный экстремистским ИГИЛ?
Данные ответов на этот вопрос не позволяют сделать однозначные выводы, но все же заметно, что мусульмане склонны меньше «бояться» ИГИЛ, и для более религиозных дагестанских мусульман это особенно характерно. Это подтверждается и следующим вопросом:
Телевизор с утра до ночи рассказывает про агентов ИГИЛ, которые вербуют российских мусульман. Правда ли это? Есть сомнения. Ведь если где-то эта вербовка и происходит, то, конечно же, как нам говорят, в горных дагестанских школах, в тамошних мечетях и медресе. Таким образом, именно там респонденты должны были бы чаще сталкиваться с работой вербовщиков. Но опрос показывает обратное: именно дагестанские мусульмане в наименьшей степени склонны доверять телевизионным утверждениям о большой вербовочной работе ИГИЛ в России, а верят в это татарские православные, которые сами вряд ли могли с этим сталкиваться.
В нашем необычном опросе было еще около десятка вопросов, которые дают большую пищу для размышлений. Вот, например, вопрос про шариатский суд повергает российских мусульман в глубокие сомнения, но если смотреть только на тех, кто определился с ответом, то мы увидим, что треть мусульман в Дагестане и четверть мусульман в Татарстане скорее готовы к введению суда шариата. При этом 17% мусульман Татарстана вообще не знают, что такое «шариатский суд».
Ну а уж якобы существующая горячая любовь российских мусульман к хиджабам вообще преувеличена драматически. И в Дагестане, и в Татарстане свыше 60% мусульман против обязательного ношения платка.