ФАС крадёт у ФБК
Это уже пятый кейс ФБК, который Московское УФАС присвоило себе. На этот раз речь пойдёт о картельном сговоре на поставке противоопухолевых препаратов на 2 млрд рублей.
В апреле этого года ФБК подал 3 заявления по картельным сговорам в ФАС России. Все они касались госторгов на поставку расходных материалов для операций на сердце и сосуды.
То есть компании мухлевали на самом дорогом - здоровье людей, сговариваясь на госзакупках и поддерживая максимальную цену на закупаемые товары.
В одном из таких заявлений мы обжаловали действия 5 компаний: ООО «МЕДПРОЛАЙФ», ООО «ПРОММЕДЗАКУПКА», ООО «МЕДТОРГ», ООО «ИНВАМЕД» и ООО «МИКРОМЕД».
Интересно, сколько учредители этих компаний платили откатов чиновникам, закрывающим глаза на незаконную схему?
Эти 5 компаний захватили существенную долю рынка мед.закупок на расходные материалы для операций на сердце и сосудах и устроили сговор на 348 аукционах на общую сумму 2 755 832 055 рублей в 28 регионах России.
ФАС России получила письмо с нашим заявлением 19 мая 2017, а 02 июня 2017 направило его в Московское УФАС.
"WTF?" - подумали мы, потому что в заявлении речь шла о торгах по всей России, а не только московских, да и сумма торгов была огромная. Дело было явно подведомственно центральному аппарату ФАС России.
Второй раз «WTF?» мы подумали, когда 13 июля ФАС России все-таки возбудило дело в отношении ООО «МЕДПРОЛАЙФ», ООО «ПРОММЕДЗАКУПКА», ООО «МЕДТОРГ», ООО «ИНВАМЕД» и ООО «МИКРОМЕД», но не привлекло ни ФБК, ни формального заявителя - директора ФБК Романа Рубанова в качестве заявителя, выпустив пресс-релиз, что это они обнаружили картель.
Когда мы стали писать официальные жалобы, чтобы нам присвоили статус заявителей по делу, комиссия ФАС России привлекла нас в качестве заинтересованных лиц, что вообще незаконно.
По смыслу законодательства мы не являемся «заинтересованным лицом» (лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела), а являемся заявителем, со всеми правами, которые ему предоставлены.
Я специально ходила в ФАС России ознакамливаться с этим делом, чтобы убедиться, что никакого самостоятельного исследования торгов ФАС России не проводил и дело было возбуждено именно по нашему заявлению. Более того, еще в августе 2017 года Московский УФАС переслал обратно наше заявление в центральный аппарат:
Этот странный «заинтересованного лица» все же позволил нам ходить на заседания и контролировать ход процесса, который картельщики всякими способами хотели затянуть.
Дело получилось сложным и большим. Только одно заключение по обстоятельствам дела, где были перечислены все доказательства картеля, вышло на 375 страниц!
Среди доказательств картельного сговора 5 компаний:
все аукционы характеризуются минимальным снижением начальной максимальной цены контракта, которое составила от 0,5 до 3%, при подаче заявок на участие, ценовых предложений, а также при подписании контракта в электронной форме участниками соглашения регулярно использовались одни и те же ip-адреса, файлы в составе заявок на участие указанных хозяйствующих субъектов имели совпадающие свойства, такие как дата и время создания, дата изменения файлов, учетные записи при создании и изменении файлов (под учетной записью «Ленок» были созданы файлы заявок на участие всех ответчиков в большинстве торгов), а также схожие размер и содержание, ответчиками выданы доверенности на право действовать в их интересах, в частности, получать сертификаты ключе электронных цифровых подписей, а также представлять интересы в антимонопольном органе при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, одним и тем же лицам.В конце концов, не важно, конечно, по чьему заявлению был найден и признан картельный сговор. Важно, что официальное решение в конце концов вынесено.
ФАС неоднократно высказывалась, что картели — серьезные уголовные преступления. Вот бы Игорь Артемьев ответил за свои слова и инициировал уголовное преследование жуликов хотя бы в этот раз.
За работу над этим кейсом хочу поблагодарить коллегу по ФБК Валерия Золотухина. Будем теперь с ним контролировать, чтобы картельщики-нарушители получили по заслугам как минимум огромные административные штрафы, которые должны их вразумить не воровать на здоровье людей.
Это уже пятый кейс ФБК, который Московское УФАС присвоило себе. На этот раз речь пойдёт о картельном сговоре на поставке противоопухолевых препаратов на 2 млрд рублей.
ФАС по заявлению ФБК возбудила дело по картелю по поставкам материалов для операций по эндопротезированию.
По заявлению ФБК Новосибирское УФАС возбудило сразу два дела о сговорах на торгах. На этот раз задействованы медицинские компании из списка Топ-100. Общая сумма аукционов — более 3 млрд рублей.