Инициатива ФБК превратилась в инициативу Правительства РФ

Министерство экономического развития РФ предложило обязать компании, получившие крупные госконтракты, публиковать сведения о привлеченных для выполнения работ субподрядчиках.

Под раскрытие должны попасть субподрядчики по госконтрактам стоимостью более 500 млн. рублей в случае, если закупка идет на федеральном уровне, и 50 млн. рублей, если на региональном.

Такие предложения были размещены 4 сентября на официальном портале для обсуждения проектов нормативных актов (ссылка, ссылка).

Безусловно, инициатива Минэка очень полезная. Потому что коррупционные схемы с использованием субподрядчиков — классика госзакупок.

«В материалах Минэкономразвития приводятся два типичных вида нарушений. Первый — обход запрета на заключение госконтракта с аффилированными лицами (например, с родственниками): контракт выигрывает „чистая“ фирма, а потом передает его на субподряд „кому надо“ (на субподрядчика запрет не распространяется). Второй: контракт выигрывает своя фирма-пустышка, забирает часть денег, а контракт передает фирме, которая в состоянии его исполнить».

Интересно, что инициативу по раскрытию субподрядчиков впервые выдвигал именно ФБК и было это еще три года назад, когда активно обсуждалась замена устаревшего закона о госзакупках 94-ФЗ на новый закон о контрактной системе.

Мы предлагали распространить правило раскрытия на госконтракты стоимостью более 20 млн рублей, чтобы под инициативу попало как можно большее число госконтрактов:

Вот мой комментарии РБК в июль 2012 года:

мИнициативу по раскрытию данных субподрядчиков мы направляли и в Правительство, и в ГосДуму. Но тогда, при принятии нового закона о госзакупках, наши предложения были учтены лишь в усеченном виде: в принятом законе указали, что по госконтрактам на сумму свыше 1 млрд. рублей, данные по субподрядчикам должны собираться, но храниться они должны у заказчика (чиновников), а не публиковваться для всеобщего доступа. Понятно, что в таком виде инициатива не сработала и никаких подвижек в уменьшении коррупции не произошло.

Сейчас же правило о раскрытии субподрядчиков предлагают ввести в его изначальном виде, как и предлагал Фонд борьбы с коррупцией несколько лет назад. Никаких объективных препятствий к введению правила как не было так и нет. Затормозить его принятие могут только в случае вмешательства коррупционного лобби.

Буду внимательно следить за реализацией этой инициативы. Надеюсь, хотя бы спустя три года, положение примут. И пусть от этого воровство бюджета не прекратится моментально, дополнительная публичность процедур расходования бюджета не повредит.

Чем больше открытости — тем меньше коррупции.